< content=авторские гипотезы, философия, психология, космология>
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Мозг между реальностью и фантазиями - часть 2

(продолжение статьи; начало - см. часть 1)

Что же такое реальность?

Привычка постоянно помнить, где ты сейчас и что ты сейчас конкретно делаешь, чем и ради чего занимается ограниченная тобою часть пространства, включая метаболизм (в общем представлении, конечно), и есть принятие реальности. А реальный мир гораздо разнообразнее, сложней и увлекательней виртуального, и привычка жить в нем принесет больше радости, не говоря уже о пользе. Но мы разучились с ним контактировать. Парадокс – мы устроены так, чтобы жить в реальном мире, и разучились жить в нем. Мы не умеем слушать собеседника, надевая на уши свои виртуальные представления о нем и его словах. Мы не умеем слушать даже самих себя, свой организм, загоняя его в какие-то свои представления о его виде, здоровье и состоянии. Наши требования к нему продиктованы не реальными, а виртуальными понятиями. А реальный организм, не выдерживая конфликта несовпадения с виртуальным, путается в командах «центра», нарушаются его функции. Происходит сбой, и надо бегом бежать из виртуального мира, спасая себя. Мы же ищем спасения там же, в фантазиях виртуального мира, который всегда найдет рецепты на любой случай жизни.

Человек посчитал, что, обеспечив себя едой и безопасными условиями жизни, он создал себе удобный мир обитания и решил тем самым основные вопросы своего существования. Но вопросов не стало меньше, открылись новые, более сложные, на более высоком уровне мироздания. И мы ошибаемся, если считаем, что эти вопросы не так насущны, и без их решения можно обойтись. Если они не будут решаться, человечество обречено, если не сейчас, то в ближайшем или отдаленном будущем. Решение этих сложных вопросов требует приложения всех сил, всех умственных и физических ресурсов человечества. Это реальность, которая никуда не денется, и от которой не спрятаться в виртуальном мире. Это фактическая действительность здесь и сейчас, с которой надо считаться и к которой надо вернуться из небытия виртуального мира пока не поздно, пока есть шансы сохранить и продлить человеческий род.

Что же такое реальность? Кажется, детский вопрос. Интересно, что и ответ по-детски простой. Но как трудно нам, взрослым, вернуть себе детскую восприимчивость! Для этого приходится каждый день месяцами и годами медитировать, отгоняя набегающие табунами мысли. И все ради того, чтобы ощутить, прочувствовать живой настоящий момент, который только и реален. А, может, для этого достаточно просто захотеть понять, что реально, а что нет?

Философия ФРЭС предлагает путь перехода в реальность, который состоит из трех этапов:

1.        Возвращение в реальность из виртуального мира методом дистанцирования.

2.        Регулярные упражнения для тренировки способности к управлению потоком посторонних ассоциаций по типу буддийской медитации ясного ума (памятования) –  не более 15…30 мин в день.

3.        Выработка умения связывать проявления виртуального мира с реальностью «здесь и сейчас» методом связывания.

В п.3 можно добавить подпункт – умение находить и распознавать свои идеи-экзоскелеты, стереотипы и привычки, определять их достоверность и связь с реальностью.

Метод дистанцирования будет описан в следующем разделе. Техники медитации легко доступны для любого желающего. Метод связывания, перебрасывания сознания из виртуального мира в настоящее мгновение, позволяет сознанию объективно оценить мыслительный процесс и применить к реальным нуждам и потребностям времени все свои знания, опыт и силу логического анализа, занятые до этого обслуживанием отвлеченных ассоциаций. Со временем привычка обдумывать настоящее станет преобладать над привычкой обдумывать прошлое или фантазировать о чем-то вымышленном, а будущее, единожды обдумав и спланировав, оставить в покое и не возвращаться к нему ежеминутно,    предвкушая и строя воздушные замки, тем более что планы обычно претерпевают изменения.

Существующая действительность – это миг здесь и сейчас, маленький пятачок посреди огромного шумного города, в котором мы внезапно осознаем себя стоящими с огромным рюкзаком, набитым собранными в дорогу вещами, нужными и, большей частью, не очень. Город – наша жизнь,  рюкзак – наш мозг, а вещи в нем - воспоминания. Мы постоянно перебираем содержимое рюкзака. Давайте распоряжаться им практично. Захотелось есть – достали бутерброд и фляжку с водой, стало прохладно – вытащили свитер, припекло солнце – достали панаму, а свитер затолкали обратно. Надо приучать свой мозг доставать информацию по мере надобности и не перебирать ее без необходимости. В свое время дойдет очередь до каждой «вещи». К такому подходу готовит мозг буддийская медитация ясного ума. Она тренирует умение отбрасывать не нужные в настоящее время ассоциации.

Жить здесь и сейчас, ощущать каждое мгновение и себя в нем, держать в руках нить времени и в то же время видеть его динамику, осознавать, откуда оно пришло и во что переходит – в этом истинное наслаждение, источник спокойной уверенности и ясного ума, который понимает, что важно и нужно, а что пустые нагромождения отбросов и хлама, следы стихийного буйства ассоциативных фантазий.

 

Метод дистанцирования

Взяв за основу и усовершенствовав в соответствии с новыми взглядами методы восточных учений, философия ФРЭС предлагает для наведения моста между реальностью и ее отражением метод дистанцирования. Его можно также назвать взглядом со стороны. Каким образом вдруг оказаться «снаружи» в положении стороннего наблюдателя? Реально ли, находясь, образно говоря, «внутри» своего мозга, пользуясь его инструментами и технологиями, пытаться объективно оценивать реальный мир, и не будет ли эта оценка привязана к свойствам мозга? Это задача непростая, но реально решаемая. Сложный и разнообразный мир вокруг нас опирается на общие законы и построен по единым правилам. Изменения в нем протекают по стандартным алгоритмам, и самые несхожие, не связанные друг с другом процессы часто могут быть описаны третьим процессом, например, построением одинакового графика или выводом одинаковой формулы. Эта схожесть несхожего на самом деле имеет в основе единое происхождение всех явлений, всех процессов окружающего мира – законы изменения энергетической структуры пространства. Отсюда вывод, что в принципе, отгородившись мысленно от внутренних проблем существования и выживания своего организма и от ассоциативных фантазий, мозг в состоянии воспринять адекватно реальность.

Для того чтобы выполнить это, то есть отгородиться от сиюминутных и перспективных потребностей организма, нет нужды погружаться в полудрему медитации и тупо следить за своим дыханием, отгоняя мысли и чувства. Но очень полезна и точна идея оценки приходящих мыслей. В буддийской медитации ясного ума (памятования) любая мысль, пришедшая в голову, отмечается как «мысль» и отбрасывается как мусор. Таким путем происходит возвращение к реальности мгновения, фиксируемого позициями вдоха и выдоха. Философия ФРЭС предлагает видоизменить и усовершенствовать этот полезный метод. Каждая мысль может быть оценена с позиций принадлежности к функционированию организма и не отброшена, а уложена на свою полку со своим ярлыком. Возьмем самый примитивный несерьезный пример. Мы сидим за рабочим столом в каком-нибудь офисе. Вот на фоне сосредоточенности и погруженности в работу появилось легкое ощущение удовольствия. Подсознательный маршрут ощущения может быть таков: донесся отдаленный запах пищи, или звон ложки в стакане, или стук открываемой форточки. До обеда полчаса, потом полдня работы и пятница, а следом выходные (если они доставляют радость). Ощущение точное и верное, но не имеющее отношения к текущей реальности.

Таким ощущением может быть печаль без причины, истоком которой явилась чуть слышная полузабытая мелодия. Это может быть неосознанная тревожность, вызванная ассоциацией, связной с каким-нибудь забытым детским страхом. Проследить весь длинный и запутанный маршрут ассоциаций в обратном порядке от мысли или ощущения до их истинного источника – сложная задача, но не намного сложней задачи отгонять все и всяческие мысли и ощущения. Результатом же будет не отбрасывание мысли, а ее осмысление и низведение ее важности до реального уровня, встраивание ее в объективную картину существующей реальности. Вместо того чтобы настойчиво прогонять мысль из головы, нужно проследить, откуда тянутся ее корни.

Возможно ли не запутаться в анализе цепочки ассоциаций? Не перегрузит ли эта работа наш и без того перегруженный мозг? Скорее всего, наоборот, разгрузит. Зная источник любого беспокойства, любого страха, можно понизить статус тревожных ощущений, поставить их на свое реальное место и освободить мозг для более плодотворных мыслей. Четкая и правильная оценка негативных настроений приведет к их нейтрализации, а ярким восторженным эмоциям не позволит завладеть зонами анализа и планирования, что предотвратит ошибки в оценках и решениях. Достижение такого состояния ума в отличие от буддийской медитации памятования можно назвать обретением ясного ума и объективного взгляда на реальный мир.

Собственно, даже сам процесс мышления может стать плодотворным или бессмысленным в зависимости от того, какой мотивацией он вызван. Если он призван найти достоверный ответ на загадки живой динамичной реальности, обрести опору для понимания истинных механизмов и законов ее изменения, это позитивный процесс, отделенный от преходящих нужд организма. Если есть хотя бы легкий намек на полезность мыслительных процессов для самосознания и самоутверждения, они негативны и бесполезны.

В чем причина действенности возвращения в реальный мир методом дистанцирования? Как уже упоминалось, осознанная или неосознанная (не выраженная словами) мысль производит на системы организма то же действие, что и сигналы внешней среды, поступающие от органов чувств. То есть под воздействием мысли организм может отреагировать на воображаемую опасность так же, как на опасность реальную. Но мысль приходит по длинной запутанной цепочке ассоциаций, и от реальности, фиксируемой в данный момент органами чувств, ее отделяют глухие телефоны воспоминаний, впечатлений и усвоенных уроков. Если старательно и скрупулезно пройти по всем звеньям ассоциативной цепи, можно добраться до первоосновы, запустившей ассоциативную цепочку. Когда предъявляешь мозгу источник, «откуда все пошло», мозг реагирует на него адекватно, то есть совершенно не так, как на конечное ощущение. Мы не отбрасываем мысль как ненужный мусор, мы ее принимаем, но относимся к ней критически, отправляя на ревизию истоков. Так же поступаем с возбуждением, беспокойством, любым ощущением, то есть, анализируя конечную реакцию организма, прослеживаем путь от нее до начальной продукции мозга и восстанавливаем должную реакцию, адекватную реальным обстоятельствам.

Для примера вспомним изречение Мишеля Монтеня, которое приводилось ранее. Кто или что навлекает на нас все эти беды, которые на самом деле не происходят? Только наш мозг заставляет нас переживать события, взятые им из одних ассоциаций и напрягать силы для преодоления опасностей, взятых из других ассоциаций. Если мы переберем четки этих ассоциаций и доберемся до начального узелка, организм поймет, что зря волновался, и успокоится, а мозг получит в распоряжение реальную информацию для решений и выводов.

Метод дистанцирования предлагает определить истинные цели, лежащие в основе любого занятия, действия, даже желания, определить беспристрастно, искренне и отвлеченно от амбиций. То есть дистанцироваться от решения, принятого виртуальным миром мозга, на расстояние, не доступное эмоциям и страстям. Посмотреть объективным взглядом на себя со стороны, уловить тонкие нюансы ощущений, мыслей, эмоций при их появлении, проследить цепочку их развития и найти механизм, их запускающий – интересно, заманчиво и непросто. Видимо, в нейронных сетях должен образоваться специальный раздел, тормозящий влияние обычных стимулов и структур, контролирующих нашу будничную жизнь и деятельность. Этот отдел будет отсекать эмоциональные реакции и просто искать, выполнять задачу, поставленную мозгом – проследить путь смены последовательных ассоциаций и найти начальное пусковое звено. Так математик выводит формулу, дистанцируясь от ее физического смысла. Чистые результаты этого поиска будут подвергнуты мозгом анализу – сравнению причины и следствия, и отношение к следствию изменится, станет реальным и объективным.

Как можно научиться методу дистанцирования? Например, если вы сидите в кресле, мысленно пересядьте на стул и посмотрите на себя оттуда. Вы увидите себя со стороны, человека, который  в данный реальный момент чем-то занят (тем, чем вы сейчас занимаетесь). Так вы сможете дистанцироваться от своих мыслей и оценить их со стороны. Так же можно оценить достоверность своих ощущений и эмоций – вы оцениваете «другого» человека, то есть беспристрастно и незаинтересованно. Когда смотришь на себя как бы со стороны, воспринимаешь себя как другого человека, а других живых людей мы видим только в реальном мире. Этот пример характеризует принцип дистанцирования. Есть и другие способы оценить свои мысли и все состояние мысленного водоворота.

 

Чем заняться в реальном мире

В чем загадочная притягательность виртуального мира? Разгадка в том, что в виртуальном мире все, что нужно человеку в общении с соплеменниками, достигается проще. Экранная любовь, компьютерная победа, высокий социально-сетевой статус – все это суррогаты реального мира. Даже оживленное общение на форумах и твиттерах – это суррогат, видимость общения, после которого остается скрытая в подсознании пустота и отчужденность. Потребность к общению заложена в геноме человека и служит налаживанию связей внутри сообщества и созданию общественного организма с функциями самозащиты и взаимопомощи ради жизни в условиях реальной среды. Какая защита и помощь от экранных суперменов или безликих компьютерных ников? Виртуальный мир не способен выполнять функции реального мира, хотя и выглядит эффектно, ярко, даже иногда достоверно.

Как отделить поступающую к нам из разных источников подлинную информацию от фантазий чьих-то виртуальных умов, поступающих часто из тех же источников? Где пролегает тонкая, еле заметная граница, отделяющая сведения о реальных процессах, происходящих сейчас или происходивших в недавнем и далеком прошлом, от причудливой их интерпретации в чьем-то затейливом уме? Эта граница существует и может быть найдена. Информация о реальном мире есть чистое знание. Оно необходимо мозгу для понимания реального мгновения и его характеристик. Все домыслы и рассуждения по поводу фактов есть комментарии, суть фантазии виртуального мира конкретного мозга. Чтобы жить в реальном мире, нужны знания, и потому надо принимать и признавать только факты. Факты – да, комментарии – нет. Если комментарии справедливы, они автоматически становятся фактами. Факты – составляющая реального мира, комментарии – виртуального. В виртуальном мире жить легче, пользуясь комментариями как суррогатами собственных мыслей, но это не есть правильно.

Что можно предложить? Отказаться от виртуального мира в пользу реального. Современный человек скажет – ну, выйду я из виртуального мира  в реальный, и что я буду там делать? Выть от скуки? А ведь в реальном мире дел и проблем невпроворот, и все они увлекательны, потому что реальны. Куда ни взгляни, всюду требуется приложение интеллектуальных и физических сил. Создание гармоничного существования для себя, окружающих людей, всего общества – это реальная цель и единственный смысл существования. Не комфортных и пресыщенных благами, а именно гармоничных. Создание экологичных городов, здоровой жизни, цветущей природы, ведение научных исследований, управление климатом, геномом, процессами в организме. Избавление от войн и несправедливости. Даже  чтобы понять, что благополучие всех есть залог благополучия каждого, и что это закон, не очевидный с поверхностного взгляда, но реальный и действующий, требуется развитый реальный интеллект. Вместе достичь цели проще, чем поодиночке. А цель у всего живого одна – жить и выживать как особь и как вид. Реальная, не надуманная цель, подкрепляемая мощными стимулами подсознания, если ее принимаешь.

Увы, главная наша проблема – мы не умеем жить в реальном времени. Умеют это делать все другие виды живых существ, а мы разучились. Нам жизненно необходимо научиться снова это делать, жить реальностью. Это не значит, что нужно как волку рыскать весь день в поисках добычи. Но жить в виртуальном мире, иногда нехотя покидая его ради работы и делая что-то действительно полезное лишь для того, чтобы иметь возможность снова погрузиться в виртуальный мир – это не дело. Как быть? Как сделать привлекательными «серые» будни реального мира? Во-первых, понять вредное влияние виртуального мира. Во-вторых, найти своим силам достойное применение. И в-третьих, осознать себя частицей единого общественного организма, общение и обеспечение жизнедеятельности которого и есть подлинная потребность сознания, суррогатную замену которой мы постоянно пытаемся подобрать в виртуальном мире.

Процесс перехода от ментального экзоскелета к пониманию реальности и реальных процессов труден. Не до конца ясно, возможен ли он в принципе. Чтобы задаться целью и запустить его, необходимо реальное желание. В масштабах человечества это невозможно, или возможно при условии создания нового ментального экзоскелета типа идеи перехода, который поможет осознать ее правоту. Перспективы освобождения от виртуальной болезни пока не просматриваются. Трудно даже доказать, что это болезнь, а не норма. Но есть надежда переломить тенденцию постепенным отказом все большего числа людей от «виртуальности». Есть же сторонники здорового органического питания. Возможно, появятся и сторонники органического мироощущения и мышления.

Вот что может включать в себя экзоскелет идеи возвращения к реальности:

1.       Тренировку способности отличать виртуальное сознание от реального (дистанцирование).

2.        Тренировку видения себя со стороны, глазами своего «двойника».

3.       Тренировку способности воспринимать реальность как текущее мгновение «здесь и сейчас» (метод медитации ясного ума).

4.        Восприятие цели своего существования в самосохранении и взаимопомощи соплеменникам в реальном мире.

На начальном этапе приближения к реальности такой трафарет может помочь отсеивать виртуальные отклонения от нее или, по крайней мере, определять их как таковые. После возврата в реальный мир мозгу, не занятому решениями фальшивых проблем, будет проще разобраться с проблемами подлинными.

Пожалуй, стоит признать предложенный в статье подход к организации ментальной деятельности и формированию мировоззрения кардинальным и даже революционным, и потому его, скорее всего, будет трудно принять. Высказанные идеи опровергают некоторые общепринятые аксиомы и непреложные истины. Так же трудно уловить границу перехода реального мира в виртуальный, так как это скорее не граница, а пограничная полоса. Но сделать это надо ради совершенствования и выживания вида. Рано или поздно жизнь все равно заставит совершить революционный переход – возвращение в реальный мир, и лучше, чтобы это случилось рано, чем поздно. Процесс перехода длительный и трудный, и неизвестно, что труднее, принять его необходимость или пройти весть путь. Хотя немалая часть людей на Земле так живет и не знает другого способа существования. Счастливы ли они? Попадая в центры средоточия виртуальности, они в панике стремятся вырваться из кошмара и вернуться к себе в полном значении этого слова.

Все выводы, приведенные в статье, сделаны логически, но они же подкреплены генетически, имеют генную основу (не могут не иметь). Этот факт может проверить каждый для себя, заметив, какой эмоциональный подъем и вдохновение вызывает не мнимое, а истинное достижение, признанное соплеменниками. Радость бескорыстной помощи людям, попавшим в беду, несоизмеримо больше радости обладания богатством (богатые благотворители это хорошо знают). Радость командной победы больше радости индивидуальной. Знание своей полезности для многих других людей наполняет жизнь глубоким смыслом и уверенностью, тогда как отчуждение других людей может постепенно и подсознательно уничтожить. Известный постулат «люди должны помогать друг другу» - это не просто избитая истина, это реальная генетическая программа. Несомненно, в геноме на уровне инстинктов и подсознания заложены потребности во взаимодействии, так важном для выживания вида в реальном мире. А то, что подкреплено инстинктами, не бывает скучным.

С созданием разума природа переходит в эволюционном развитии от метода проб и ошибок к методу анализа и осознанного выбора. Это новый этап в развитии жизни, его новый уровень. В состоянии ли разум справиться с миссией, не свернуть на глухие тропы и не съехать в канаву, или этот путь тупиковый, как многие из путей, пройденных природой за свою историю?

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (15.12.2013) | Автор: Елена Болотова
Просмотров: 1732 | Теги: мышление, психология поведения человека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: