< content=авторские гипотезы, философия, психология, космология>
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Виртуальный мир сознания
Есть одно правило, которому за редким исключением подчиняется человеческий разум. Он, разум, не выносит нестыковок. Он требует полного логического обоснования и завершения созданной им картины мира.

Все расставить по своим местам согласно некоей законченной концепции – вот главная цель сознания. Цель благая, если не считать одного маленького изъяна. Логическая завершенность концепции для мозга на порядок важнее, чем ее достоверность. Для него достаточно оперировать набором условностей, лишь бы они были связаны логикой, пусть даже ошибочной. Достаточно связать разрозненные факты общей идеей, и мозг успокаивается, считая свою задачу поиска объяснений выполненной. Свойство нашего сознания – достраивать факты с помощью воображения до некоей законченной картины, не важно, справедливой или нет, лишь бы она была логична.

Такая нетребовательность мозга к обоснованию принятой схемы восприятия приводит к парадоксу. Гибкий и сложный, переполненный ассоциациями мозг благодаря тонкости и чувствительности коммуникаций находит множество комбинаций для связывания исходных данных, а выбрать из них наиболее достоверную у него просто не хватает ресурса. Поэтому в работу берутся главным образом ассоциации, подкрепленные эмоциональной энергетической подпиткой, то есть выбранные инстинктами (связь эмоций с инстинктами рассмотрена в статье «Инстинкты человека»). Мы признаем истинными те сведения из всей поступающей информации, которые нам нравятся, выдавая желаемое за действительное, или те, которых подсознательно опасаемся – у страха глаза велики.

Такое функционирование мозга не исключение, а правило. Мы живем в условном мире, созданном из наших представлений о нем, сквозь сито которых фильтруются все внешние сигналы, вся входящая информация. Мы живем в виртуальном мире сознания, каждый в своем. Все картины окружающего мира, создаваемые сознанием, в той или иной степени виртуальны и отличаются мерой своей виртуальности – от приближения к реальности до полного абстрагирования от нее. Но и в том, и в другом случае создаваемые картины воспринимаются сознанием как реальные и достоверные.

Реальный мир – это мир явлений и процессов, виртуальный мир – мир наших представлений о них. Если, к примеру, происходит какое-то событие в жизни общества, оно получает у разных людей разные оценки вплоть до противоположных, и эти оценки справедливы для одних людей по условиям их виртуальных миров и совершенно не приемлемы в виртуальных мирах других людей.

Что понимается здесь под выражением «виртуальный мир сознания»? Это условное, воображаемое восприятие существующей действительности, ее переформатирование по заданному сознанием алгоритму. Это созданная воображением мнимая реальность, которая подменяет собой действительность, что вызывает ошибочные реакции, заставляет делать выводы, принимать решения и совершать действия, не соответствующие частично или полностью реальному положению вещей.

Поведение человека и его менталитет напрямую и полностью зависят от того, в какой виртуальный мир он погрузил себя, или его погрузили сложившиеся обстоятельства. Каждый из нас существует в своем собственном, построенном на данный момент виртуальном мире и реагирует в соответствии с его законами и потребностями. Не удивительно, что так трудно людям найти взаимопонимание – виртуальные миры их обитания созданы и живут по разным законам. Этот факт подтверждает то обстоятельство, что при выходе из своего виртуального мира человек преображается, становится фактически другим человеком. Это и понятно, он начинает жить по другим законам.

Виртуальные миры разных людей не однозначны по степени несоответствия действительности. Так виртуальный мир человека, больного фобией – клаустрофобией, арахнофобией, ипохондрией, полностью неадекватен, помещая своего хозяина в некий филиал ада. Виртуальный мир спортсмена, напротив, алогичен частично, только виртуальными целями и итогами его деятельности, все остальное – борьба за лидерство, статус, гонорары, командное единение и спортивное братство – все это реально. Если же согласиться с тем, что смыслом любой деятельности является ее цель, а не действия, направленные на ее достижение, мир спорта надо признать виртуальным. По этой же причине виртуальны миры кино, искусства, политики, бизнеса и другие.

Виртуальны большей частью наши представления об окружающих. Вот, к примеру, однажды нам показался необщительным сосед по дому (а он просто задумался или недомогал), и мы подсознательно создаем вокруг него виртуальный мир негатива. И одет-то он не так, и дверь у него неприятного цвета, и смотрит он враждебно. А стоит разговориться, сосед оказывается милейшим человеком, и вот вокруг него уже создан новый виртуальный мир, а прежний тает как туман.

Виртуальный мир политика несложен: на фоне безликой массы толпы, которая служит и ареной, и средством, действуют личности и группировки, противники и союзники. Цели, переиграть противников в коалиции с союзниками с помощью команды единомышленников, по сути те же, что и в спорте. Ценности конечных результатов обычно отводится незначительная роль, а долговременные последствия игнорируются. Если на место политика случайно попадает человек, который по натуре не «спортсмен», а «реалист», он там надолго не задерживается, его переигрывают. Это не значит, что политики плохие люди, просто они погружены в виртуальные миры со специфическими условностями.

Похожи виртуальные миры бизнесменов. Прибыль – это финишная ленточка в забеге, конечная цель, которая, если судить объективно, не особенно и нужна. Богатство – лишние хлопоты и проблемы. Не виртуальная, а реальная цель – это азарт соревнования, радость победы, статус и прочие типичные бонусы базовых инстинктов человека. Виртуальный мир бизнесмена отторгает за свои пределы реальный мир обитания людей с его задачами и проблемами, с его взаимоотношениями и взаимодействием.

Схожи виртуальные миры влюбленного человека и спортивного (или эстрадного) фаната. Инстинкт обожания блокирует все другие чувства и мысли кроме тех, что относятся к предмету обожания. Соответственно, и виртуальный мир состоит из образа кумира и всего, что как-то связано с ним или напоминает о нем. Стоит утихнуть чувству, то есть пройти возбуждению определенных структур мозга, и реальный мир оживает, а искусственно созданный виртуальный мир тает. Объект преклонения возвращается на соответствующее ему в реальном мире скромное место.

Виртуальные миры условны. Так, по условиям виртуального мира бизнеса можно и нужно хитрить и жульничать, а в мире спорта нельзя. В виртуальном мире политики обман – один из обычных, общепризнанных приемов, а в мире медицины – прием запрещенный и неэтичный. И эти правила принимаются одними и теми же людьми, одобряются всеми.

Существуют разные виртуальные миры - миры подростков, утверждающихся в компании сверстников, миры продавцов, покупателей, уголовников и т.д., и в каждом свои понятия о приоритетах и нормах поведения. У представителей любой профессии могут сформироваться признаки виртуального мира, если эта профессия влияет на положительные эмоции или статус. Но при взгляде с позиций реального мира поведение обитателей локальных виртуальных миров не оправдано ничем и кажется странным, даже нелепым. Так видят друг друга со стороны люди, когда их виртуальные миры не пересекаются. Так, по логике вещей, и надо оценивать свое состояние – взглядом непредвзятого незаинтересованного наблюдателя со стороны.

Обычно виртуальные миры пропитывают наше существо, прорастают в него, составляя с ним единое целое. Человек, к примеру, страдающий фобией, живет в виртуальном мире своего страха, подчиняя ему все системы организма, и чтобы вытащить его оттуда, нужны огромные усилия и специальные методы. И так происходит с любым виртуальным миром, когда его существование подкреплено эмоциями и базовыми инстинктами. Чье-то странное поведение, его странные поступки и мысли с точки зрения других людей, оказываются вполне логичными и закономерными по условиям виртуального мира его обитателя. Другие люди живут в своих виртуальных мирах. Если эти миры схожи, взаимопонимания достичь легко, если отличаются, то даже близкие люди, живущие рядом в тех же условиях, не могут найти общий интерес.

Как случилось, что человек переселился своим сознанием в виртуальные миры? А жил ли он когда-нибудь в реальном мире, где обитают другие виды живых существ, где идут дожди, растут деревья и светит солнце? В каком-то необозримо далеком прошлом он покинул его и переселился в мир духов, карающих или спасающих богов, собственных фантазий и недостижимых целей. Зачем жить в искусственном, придуманном мире, часто даже не осознавая его нереальности? Возможно, механизмы, формирующие виртуальную картину мира, искажающую реальность, были важны для эволюции в определенные периоды жизни, когда надо было отключить или затормозить сигналы реальной обстановки – в ответственных случаях борьбы с конкретной угрозой для жизни, для продолжения рода или поисков новых пищевых ресурсов. Тогда объективная оценка реальной ситуации мешала некоей безрассудности поступков, в конечном итоге дававшей выигрыш и преимущество. Возможно, в этом причина торможения таких полезных в повседневной жизни объективных и непредвзятых оценок окружающей обстановки.

Чтобы облегчить себе работу, мозг создает шаблоны реагирования на сходные ситуации. Эти шаблоны заменяют анализ. Хорошо еще, если сами они возникли в результате анализа и периодически проверяются, но чаще они скопированы с чужих слов и создают ложный виртуальный мир. При этом некоторые люди легко меняют свои шаблоны реагирования, а некоторые застревают в них надолго, порой навсегда.

По сути своей виртуальный мир сознания – это условный мир, набор условностей, призванных создать обстановку, в которой могут проявить себя эмоциональные потребности мозга. Эти потребности, по сути, единственная реальность в виртуальном мире. Мозг формирует условный мир, состоящий из ощущений и эмоций для удовлетворения потребности организма в получении гормонов или для отработки возможной опасной ситуации. Понимание ошибочности ощущений приходит позже, когда мозг в соответствии со своими нуждами сменяет одну условную картину мира на другую. Видеть мир таким, каков он есть, оценивать события объективно и непредвзято, не привязывая к собственным нуждам, не столько понимать (это неподъемно), сколько ощущать реальность человеческому мозгу очень непросто. По крайней мере, такая роскошь реального мироощущения требует огромных усилий и долгой упорной работы над собой. Этот процесс сродни телепатии, это все равно, что выйти из собственного сознания и войти в чужое. Возможно ли такое в принципе, трудно сказать.

Человечество погрузилось в виртуальные миры. Спорт, политика, искусство, бизнес – все сферы деятельности человека далеки от реальности, от объективной оценки последствий приложения усилий в этих направлениях. Что в итоге, зачем все это, какие дальние последствия – эти вопросы не задаются в зоне действия виртуальных миров. Потому что в виртуальном мире важно удовлетворить сиюминутную потребность, выражаемую активной зоной мозга, только эта цель реальна и важна в каждый конкретный момент времени. Все события, все сигналы реального мира воспринимаются через фильтры виртуальной настройки нервной системы. При этом отсеиваются сигналы, не попадающие в резонанс с обострившейся темой, а соответствующие ей сигналы усиливаются, гипертрофируются, обретая значение, не соответствующее реальности. Картина мира искажается как в кривом зеркале, создается виртуальный мир, далекий от реальности. Так мозг превращает проблему, которую ему по силам решить, в неразрешимую проблему мирового масштаба. Зачем он это делает? Возможно, это системная ошибка, дефект метода, и справиться с ним может только сам мозг, его аналитическая часть.

Если разобраться, многое в нашей жизни (а возможно, даже все) зависит от того виртуального мира, который создает сознание. Какую картину мира оно построит, на ту и реагирует. К примеру, индейцы одного из племен Амазонки ненавидят европейцев. Они уверены, что самолеты, пролетающие над ними высоко в небе, воруют девушек их племени. Смешные и нелепые фантазии, но и у европейцев немало страхов того же порядка. Почему виртуальный мир мозга не совпадает с реальным миром, а картина, которую он рисует, так искажена? Мозг создает виртуальный мир согласно своим представлениям и внутренним рычагам, инстинктам, чтобы задействовать их. Условный мир создается, чтобы бороться, побеждать, завоевывать добычу, обретать статус, то есть задействовать инстинкты для выработки необходимых гормонов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. Причем условия и цели борьбы не особенно важны. Организму нужны сами действия, он так устроен. Потенциал здорового, рассчитанного на борьбу за выживание организма должен быть задействован.

Современная цивилизация, создавая рафинированный, структурированный мир, покоящийся на стереотипах и шаблонах ради разгрузки мыслительного и двигательного аппарата, сводя всех к общему знаменателю, не дает возможности проявиться многим лучшим человеческим качествам в реальном мире. Как следствие, а точнее, как противоядие, зародился богатый на события, разножанровый виртуальный мир, где сполна проявляются заложенные в человеке изначально, но дремлющие сейчас ценные качества. Это азарт, упорство, сила, выносливость, смекалка, дружба, благородство, красота и т.д., и т.д. Потребность проявлять эти качества – это внутренняя потребность быть самим собой, не осознаваемая, заложенная эволюцией в глубины психики. Это потребность действовать, бороться, стремиться к цели и достигать ее, даже если это цель пустая, надуманная или условно обозначенная – некая финишная ленточка. Важна не цель, а движение к ней, достижение ее и статус, который оно дает.

В реальном мире комплекс приспособительных структур организма не находит себе применения. Мир удобен, безопасен, приспособлен под комфортное существование в нем человека. Нелепо было бы отвергать достижения цивилизации специально для того, чтобы усложнить себе жизнь. Но отношения внутри сообщества не претерпели сильных изменений, разве что в сторону усложнения и ужесточения. Именно отношения являются основной движущей силой многих видов деятельности, стимулом действия. Главные инстинкты взаимоотношений – статусный, общинный, половой, их активация главным образом и является мишенью виртуальных миров.

В виртуальном мире сбываются мечты, исполняются желания, у которых в реальном мире нет шансов исполниться. И не потому, что они слишком фантастичны и надуманны. Реальный мир общества с его жесткой структурой стереотипов, вязкий, липкий и подавляющий, глушит все проявления индивидуальности. Получив однажды доступ в виртуальный мир и распробовав его удовольствия, мозг не желает покидать его. Оставить добровольно виртуальный мир можно, только получив равноценную замену в реальном мире. Но разве способен реальный мир создать равноценную замену? Мы отгорожены от него толстой стеной отчуждения. Вот парадокс: удаляемся в зону отчуждения реального мира и создаем для себя в ней суррогат реальности. Просто, наверное, это сделать легче – получить желаемое без усилий и стрессов. Но если мы пребываем в виртуальном мире, значит, мы уходим из реального мира, обедняя его, лишая нашего присутствия и воздействия, направляя наши усилия на иллюзии и бессмысленные цели. Великие возможности при ничтожных целях. Может быть, человечество уже добилось всего, что можно пожелать, не находит объекта для применения своих возможностей и потому эксплуатирует их вхолостую на виртуальные цели?

Мозг достаточно легко создает виртуальные миры. В виртуальном мире для него полно соблазнов, причем доступных легко, гораздо легче, чем в реальном мире. Под воздействием средств информации или самостоятельно под впечатлением рассказов и собственных иллюзий он строит систему собственного ложного мира, воспринимая его как реальный. Человеку, пребывающему в виртуальном мире, нелегко доказать ошибочность его оценок – для него виртуальные условности реальны. Он уверен, что прогресс человечества – это движение к созданию все более изощренных и усложненных, технически оснащенных виртуальных миров. Средства общественной информации, призванные объединять интеллектуальные и творческие усилия людей, объединяют на деле виртуальные миры, формируют единый виртуальный мир общих мнений и представлений со своими предрассудками, стереотипами и фальшивыми ценностями, которые становятся общими для всех. Собственный виртуальный мир удобно накладывается на общественный, создавая логически завершенную картину. Но бутафорским хлебом сыт не будешь, сколько его ни жуй. Силы и энергию потратишь, а не наешься.

Искусственно подобранные и организованные условия, имитирующие экстремальные или напряженные ситуации для организма и сознания – одна из главных целей мозга при создании виртуального мира. Гормоны, выделяемые в процессе преодоления стрессовых ситуаций, вызывают наркотическую зависимость и потребность дальнейшего углубления в виртуальные коллизии. Как формируется виртуальный мир? Возбуждаются все связи, относящиеся к области конкретной виртуальной условности, и тормозятся все не связанные с ней реакции. Происходит обострение восприятия по отношению к условным обстоятельствам. Почему мозг не обличает фальшивые ситуации, принимая безропотно условия игры? Ведь очевидно, что организму невыгодны лишние стрессы и перегрузки, тем более ложные, нереальные, игровые. Где стоп-кран, где тормоз возвращения к реальности? Очевидно, для мозга важнее всего прочего взаимоотношения между членами сообщества, которые вполне реальны даже в виртуальных условиях. Основные инстинкты – общинный, половой, доминантный – задействованы сполна. Мозгу трудно отличить реальные ситуации от выдуманных, когда условия последних требуют активного включения основных инстинктов, управляющих эмоциями. Инстинкты, способствовавшие в свое время выживанию, требуют реализации и сейчас, когда гораздо полезнее были бы другие свойства и способности.

Основные инстинкты всегда активны и требуют постоянного удовлетворения, и только в искусственно моделируемой ситуации они его получают. Это обстоятельство является причиной наркотического притяжения виртуального мира – получение дозы положительных эмоций от условного удовлетворения основных инстинктов. Потому виртуальный мир притягателен не своими обстоятельствами, а инициируемыми им взаимоотношениями с себе подобными. Победа в спорте не была бы столь желанна без почестей, наград, толпы фанатов, широкой известности. Кино нам заменяет реальную действительность, потому что активирует инстинкты, заставляя быть наготове перед мнимым применением. Обман это или нет? Является активация хранилищ нейронных реакций ложной тревогой? И да, и нет.

Виртуальный мир непрочен и существует ровно столько, сколько длится возбуждение областей коры мозга с записью соответствующего инстинкта. Если раздражители инстинкта убрать из зоны внимания, со временем виртуальный мир исчезнет. Если же ввести в зону внимания другие, более сильные раздражители, прежний виртуальный мир исчезнет быстро, уступив место новому. Надо помнить, что все страсти и «вечные» эмоции виртуальных миров преходящи, и относиться к ним соответственно как к явлению временному. Останется только память об испытанных эмоциях, стереотип поведения, закрепленный в период действия виртуального мира и привычка реагировать эмоционально на события, которые уже не вызывают эмоций. Держаться за эти установки бессмысленно – страсти улеглись. К новому виртуальному миру надо отнестись с пониманием того, что и он временный, не сжигать мосты и не давать клятвенных обетов. Когда-нибудь утихнет и он, освобождая место, увы, не для реальности, а для нового виртуального мира, актуального в данный период времени. Приходит в активность встроенная программа поведения с эмоционально подкрепляемым управлением.

Мозг обрабатывает обстоятельства ситуации виртуального мира как реальные, и соответственно реагирует, практически игнорируя информацию о реальных сигналах. Он тормозит эти сигналы, выбрасывая тем самым реальный мир из сферы своего реагирования и полностью погружаясь в виртуальный мир. Чтобы удержаться в реальности, надо прикладывать солидные усилия. Животные тоже попадают в такие ситуации в определенные периоды жизни – при драке, ухаживании, панике, когда реальность заменяется созданными мозгом образами. В этом нет принципиального различия между мозгом животного и человека. То, что человек практически не покидает виртуальный мир, объясняется высоким уровнем развития его нейронных связей, сложностью общественных отношений и насыщенностью его жизни информацией.

Отличать виртуальный мир от реального необходимо для восстановления взаимопонимания между людьми. Почему так рознятся между собой оценки одних и тех же событий у разных людей или групп людей? Не потому, что одни люди плохие, а другие хорошие. Все люди хорошие по критериям тех виртуальных миров, в которых они пребывают. Но сами эти миры отличаются, как один от другого, так и от реальности. Это естественно, они формируются под воздействием различных факторов в различных условиях. Единственное, что их объединяет – для своего хозяина они и есть сама реальность и объективность, а все, что отличается от них, есть ложь и злые козни порочных людей. А поскольку реальность одна и она едина для всех людей, их виртуальные миры сталкиваются в реальном мире, что приводит к конфликтам. Надо осознавать, что плох не сам человек, плох тот виртуальный мир, в который его угораздило попасть.

Любой виртуальный мир в какой-то мере вреден, и пребывание в нем есть трата жизненных сил, энергии и времени. Единственное оптимальное место нахождения сознания – реальный мир. Объективно воспринимать все события жизни, это значит перейти из виртуального мира в реальный, превратиться из зомби в человека. А события жизни – это те сигналы, которые получают органы чувств из внешней среды и от внутренних систем организма. Если это телефильм, то это не что иное как фильм, и не более того. Если спортивный матч, то это совокупность сигналов телеэфира, и не более. Конечно, матч где-то идет, возможно, на другом конце планеты, возможно, в это же время, но это для нас не имеет значения, как если бы он шел на Альфе Центавра. Это всего лишь сигналы эфира, переданные через телевышку. Научиться воспринимать реальность непросто, но дистанцироваться от навязчивых виртуальных миров очень важно для жизни. Если этого не сделать, свой собственный реальный мир просто проскочит мимо нас параллельным курсом.

Не вживаться в виртуальный мир, а получать из него полезную информацию и использовать его энергию. Порой трудно определить, что полезно, а что нет. Не это важно. Важно не вживаться в него, не подменять им реальный мир. Только он имеет ценность. Возможно, все проблемы, все сложности жизни человека связаны с его уходом из реального мира в виртуальный. Чтобы решить проблему, надо вернуться в реальный мир, так как решение всегда находится только там. А поскольку решение проблемы находится в реальном мире, следовательно ее источник – плод фантазий мозга, и от них надо постараться дистанцироваться. Это действенное правило, достоверное и применимое для всех без исключения проблем – проверка на реальность.

Чтобы комфортно пребывать в реальном мире, должна быть создана система. Она должна обеспечивать работой незадействованные резервы организма, инстинкты и эмоциональные потребности. Может быть, жить в реальном мире – это ясно осознавать, что ты делаешь и для чего ты это делаешь, понимать всю подоплеку побудительных мотивов, внутреннюю движущую силу и неосознаваемую потребность своих намерений. Держать в уме всю цепочку импульсов от начального до конечного звена. Виртуальный мир тогда потеряет свое влияние на подсознательном уровне. Эмоциональной зависимостью тоже можно и нужно управлять. В крайнем случае, можно переждать период обострения виртуально-гормонального притяжения, держа в уме, что оно непостоянно и вскоре пойдет на убыль. Возможно, правильно – идти параллельным путем, оценивая разумом пристрастие, находя его истоки, отмечая плюсы и минусы. Также неплохо было бы представить реальную ценность объекта притяжения, то есть ту, которая будет осознаваться, когда период обострения пройдет.

В чем суть наркотической зависимости от виртуального мира? Если детеныша животного, взятого из дикой природы, вырастить дома, он не сможет вернуться в свою естественную среду, в которой приспособлен жить. Его очень трудно переучивать, потому что все биоэнергетические процессы, алгоритмы выработки ферментов и гормонов жизнеобеспечения настроены на взаимодействие с человеком. Любому организму, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно, нужно получать от эндокринной системы комплексы биоактивных молекул, выброс которых регулируется мозгом. Если мозг закрепил в памяти путь получения гормона, все потребности в нем будут удовлетворяться этим путем. Пути получения веществ, нужных для обменного цикла, закрепляются прочно и надолго. Для организма виртуальная ситуация не отличается от реальной и обслуживается по высшему разряду – с затратой энергии, запасов и ресурсов.

Характерная черта зависимости от виртуального мира – вне его мир кажется серым и скучным, все, что вне его, кажется утомительным, ненужным, даже неприятным. Очаг возбуждения нейронных сетей, замкнутый на эмоциях виртуального мира, тормозит все сигналы других центров. Верность этого предположения доказывает тот факт, что когда возбуждение в очаге утихает, виртуальный мир теряет свою притягательность, а реальный мир вновь обретает краски и эмоции.

Виртуальный мир – это в определенном смысле способ быть самим собой. Это способ в отсутствие реальных значимых для сознания целей искусственно создавать цели, достижение которых помогло бы проявить и привести в действие весь потенциал представителя вида homo sapience, который в обычной жизни не востребован. Самыми очевидными примерами виртуальных миров самовыражения являются спорт и бизнес. В спорте цель, прийти первым на финиш, не имеет никакого смысла кроме удовлетворения самолюбия и повышения статуса. Но эти цели не были бы столь желанны без состязания, без ощущения полной отдачи и выкладки, когда используются все ресурсы вплоть до резервных. Это состояние дает человеку чувство полноты жизни и реализации возможностей. Плюс к тому стиль, манера, специфические законы и правила, не совпадающие с повседневными, но характерные для мира спорта, позволяют человеку приблизиться к своей исконной подсознательной сущности, прийти в гармонию с собственным я. Спортивный мир реален, и в то же время виртуален, искусственно создан людьми по потребностям своей психики для реализации заложенных в нее потенциалов и свойств.

Те же выводы относятся к бизнесу. Это брат-близнец спорта, только вместо пьедестала и кубков игрок награждается полученной прибылью. Нет ничего удивительного, что чем богаче человек, тем сильнее он стремится к новым доходам. У него уже есть все, что можно вообразить и пожелать, но он азартно борется за новые деньги. Это понятно, старые медали теряют блеск, надо постоянно подтверждать свое лидерство. Он погружен в виртуальный мир накопительства, и только чрезвычайные обстоятельства могут вырвать его из этого мира и перенести в реальность.

Человек обычно уходит в виртуальный мир из реального потому, что не находит в нем всего, в чем испытывает потребность его разум и душа. Но на деле реальность нам неведома. Мы пытаемся убежать не из реального мира, а из одного виртуального мира, который создан, чтобы мы жили по усредненному и накатанному алгоритму, в другой виртуальный мир, где есть то, что необходимо нам по существу. Мы отвлекаемся от «серых будней» и переносимся в «мир мечты». Нехотя возвращаемся к «реальности», не догадываясь, что мир вокруг, считающийся нами реальным, так же виртуален. Он придуман, склеен, собран из шаблонов, стереотипов, придуманных героев, фальшивых ценностей и обманных ярлыков. Единственная отличительная черта его от других виртуальных миров – в нем пребывают все или большинство сограждан, и потому им легко общаться и понимать друг друга.

Из всего этого следует, что прочной исходной базы в мировоззрении человека нет, и в принципе любая идея может послужить основой для формирования виртуального мира его сознания в данный промежуток времени и антагонистичная ей идея в другой период. Человека можно в общем случае легко переформатировать при создании определенных условий, что и доказала неоднократно мировая история.

Цивилизованный западный мир, воспитанный и взращенный Голливудом, сильнее подвержен виртуальному воздействию. Его граждан проще увлечь надуманными схемами и иллюзиями, заставить поверить в их реальность. Но и жители восточных регионов стремительно погружаются в буйство виртуальных миров, постепенно догоняя по степени оторванности от реальности европейцев и американцев.

Странное существо человек. Кажется, уж если ты создаешь для своего обитания несуществующий, нереальный мир, создай его себе удобным и комфортным, чтобы в нем было спокойно и радостно пребывать. Так нет, он выбирает мир жесткий и неуютный, полный ненависти, боли и страха. В нем обозначены друзья и враги, которые на самом деле ему не друзья и не враги. Там обесценены подлинные ценности и возвеличены мнимые до такой степени, что потеряно представление о разнице между ними. По законам виртуального мира герой может быть назван злодеем, а злодей героем, подлость справедливостью, а жестокость праведностью.

Скучен ли реальный мир? Конечно, нет. Он не может быть скучен по определению, ведь мы созданы под него, для жизни в нем. Другое дело, что мы в нем не живем. Мы его не знаем, отгородившись от него виртуальными постройками. Мы не знаем, что такое реальный мир, потому что виртуальные миры вросли в нашу психику, полностью вытеснив реальность. Оказавшись в реальном мире, мы не будем знать, что делать, не в смысле выживания в нем, а в смысле понимания его и единства с ним. Ну и что? Что плохого в том, что сознание пребывает в виртуальном мире? Дело в том, что организм всегда находится в реальном мире, а мозг, который призван обеспечивать аналитическим аппаратом нужды и потребности организма, пребывает в виртуальном мире, где и пытается их обеспечивать, делает бесплодные и бессмысленные усилия. Это раздвоение, расхождение организма по разным мирам не просто мешает жить, оно лишает жизнь по большому счету реальной цели и реального смысла. А как вырулить из этой ситуации, ни у кого простого рецепта нет.

Есть рецепт непростой – суметь абстрагироваться от виртуального мира своего нынешнего пребывания, взглянуть на него со стороны, объективно оценить его плюсы и минусы, соответствие реальности. Такой кратковременный выход не потребует его уничтожения, на что разум никогда не согласится, но добавит ему объективности и определит его место в реальном мире. Неплохо взглянуть на себя глазами других людей, которые всегда находятся за пределами твоего виртуального мира. Можно поместить себя на время в чужой виртуальный мир, как бы примеряя его на себя, объясняя причины его формирования и определяя уровень адекватности. Это, возможно, поможет объективно оценить и собственный виртуальный мир. Человек подбирает себе виртуальный мир, ориентируясь подсознательно на свои потребности, которые не удовлетворены. Осознавая это, можно определить свои врожденные склонности и свое предназначение, а это немало.

Важно научиться отличать от реального мира свой виртуальный мир с артистами, политиками, героями фильмов и книг, врагами-соседями, сердитыми начальниками и завистливыми коллегами, компьютерными монстрами, и т.д., и т.д. Важно не забывать, что погрузившись в виртуальный мир условностей и умозрительных установок можно ненароком натворить бед в реальном мире.

Виртуальные миры окружают нас, атакуют отовсюду. Совсем не лучший выбор – застрять в одном из них, не зная, как оттуда выбраться, или не желая этого делать. Возможно, взгляд со стороны на свой виртуальный мир поможет нам переоценить некоторые его ценности, чтобы объективнее воспринимать действительность. А при наилучшем раскладе выбраться из своего виртуального мира как бабочка из кокона и увидеть, что из кокона реальный мир выглядит совсем по-другому.
Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (28.08.2015) | Автор: Елена Болотова
Просмотров: 548 | Теги: психология поведения человека, виртуальный мир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: