Приветствую Вас, Гость
Главная » 2016 » Февраль » 23 » Аналитические и творческие способности находятся в противофазе
14:22
Аналитические и творческие способности находятся в противофазе
Учеными-нейрофизиологами на основании многих фактов и исследований на МРТ установлены интересные закономерности в работе головного мозга человека. Эти закономерности важны для понимания процессов развития креативности, творчества и поиска верных решений.

Выяснилось, что нейроны правого полушария головного мозга имеют обширные разветвленные связи со всеми областями мозга, даже расположенными далеко за пределами их зон. В то же время нейронные сети левого полушария более компактны и обслуживают в основном те зоны, в которых они локализованы. Также исследователи установили, что степень развития и быстродействия нейронов префронтальной зоны коры мозга, которая заведует контролем, анализом и оценкой результатов мыслительных процессов, оказывает влияние на возбудительную активность нейронных разветвлений правого полушария.

Как взаимодействуют эти зоны мозга? Задачи, возникающие перед человеком, приводят в действие различные зоны головного мозга. Левое полушарие решает задачу, подбирая подходящие к случаю схемы и алгоритмы, хранящиеся в памяти. Так обеспечивается быстродействие реакции, находится быстрый, но стандартный ответ. Правое полушарие запускает импульсы по обширным дальним ответвлениям, зачастую никак не связанным с предметом рассмотрения. Так рождаются неожиданные ассоциации. Префронтальная и фронтальная аналитические зоны оценивают все ответы, сортируют их и выбирают наиболее адекватный и приемлемый, тормозя все прочие цепочки возбуждения нейронов.

Теперь об особенностях мозга различных людей. Если префронтальная зона коры хорошо развита, она оказывает сильное тормозное воздействие на нейронные разветвления правого полушария. Такой мозг обладает выраженными аналитическими способностями. Если префронтальная зона развита слабо или ослаблена в результате болезни, ее тормозное влияние не сказывается достаточно сильно на появление «странных» ассоциаций, и мозг приобретает дополнительные творческие способности.

Можно сказать, что решение задачи мозг осуществляет двумя путями. Первый путь – аналитический, интеллектуальный, когда идет поиск кратчайшего, логического пути к ответу. Второй путь – творческий, когда перебирается множество вариантов, из которых большинство отсеивается, и остается правильный ответ. Эти пути находятся в противофазе, как разные плечи качели. Увеличение аналитических способностей вызывает снижение творческих и наоборот. Возможно, эволюция специально создала для резерва два независимых пути поиска стратегии выживания.

Какой путь лучше? Трудно сказать. Аналитический быстрее, точнее и адекватнее. Он упрямо ведет к цели, не сворачивая на ложные ассоциации. Творческий при слабом торможении часто приводит к ошибкам, но зато может натолкнуть на неожиданные, нестандартные и оригинальные решения, к которым логическим путем подобраться бывает очень сложно. У человека в процессе мышления задействованы в той или иной мере оба направления – аналитическое и творческое. Появление новых идей – продукт деятельности творческого правого полушария, критическая оценка пользы или никчемности этих новых идей – задача аналитических зон. Преобладание в психике интеллектуальных или творческих наклонностей зависит от индивидуальных особенностей мозга.
Просмотров: 381 | Добавил: Елена | Теги: интеллект и творчество, творчество | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: